Вторая программа (ПБАМ-2)

I. Введение

    С целью преодоления экологического кризиса и улучшения социально-экономического положения в бассейне Аральское море, признанного мировым сообществом одной из крупнейших катастроф XX века, Главы государств Центральной Азии в 1993 году создали Международный Фонд спасения Арала (МФСА). В октябре 2002 г. в г. Душанбе Главы государств ЦА приняли решение о разработке новой программы в рамках МФСА, утвердили ее основные направления и поручили Исполнительному Комитету МФСА совместно с МКВК и МКУР по согласованию с Правительством государств-учредителей разработать «Программу конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.»

II. Общие сведения о бассейне Аральского моря

    Страны Центральной Азии, имеяи древние культурные и экономические связи, занимают пространство с общими чертами природной среды. Его природу формируют высочайшие горные хребты Памира и Тянь-Шаня, обширные пустыни и степи, крупные азиатские реки Амударья, Сырдарья и бессточные водоемы - крупнейшие из которых Каспийское и Аральское моря.
    Регион богат природными и энергетическими ресурсами: нефтью, углем, газом, ураном, золотом и т.д. Современная рыночная экономика стран находится на стадии подъема. Наблюдается рост в агропромышленном, транспортном, горнодобывающем и других производственных комплексах.
    Страны Центральной Азии находятся в едином экологическом пространстве бассейна Аральского моря. Экосистемы региона очень чувствительны к антропогенным воздействиям в связи с аридными условиями. Экстенсивный способ ведения хозяйственной деятельности и значительный рост населения способствовали возникновению многочисленных региональных экологических и социально-экономических проблем, в том числе, катастрофы планетарного масштаба – трагедии Аральского моря. Зависимость развития региона от водных и земельных ресурсов прослеживается с незапамятных времен. Основой жизни здесь всегда было земледелие и скотоводство, а вода - главным лимитирующим фактором. С 1960 по 1990 годы в бассейне Аральского моря осуществлялись масштабные программы освоения новых земель, в результате которых площадь орошаемых земель и объем забора воды удвоились. Вследствие этого сток воды в Аральское море резко сократился, уровень воды к 2002 году в море опустился более чем на 21 м, а площадь водной поверхности сократилась более чем втрое.
    Экономические потери, связанные с изменением климата, гидрохимических характеристик водных объектов, сокращением рыбного промысла в Аральском море, деградацией более 4 млн. га земель и утратой биоразнообразия в регионе, составляют нескольких миллиардов долларов в год. Последствия повлияли на уровень жизни и состояние здоровья более 5 миллионов людей проживающих в дельте рек Амударья и Сырдарья. Первыми жертвами экологического кризиса стали самые уязвимые слои населения: дети, женщины, малоимущие жители Приаралье.

III. Обзор и анализ реализованных проектов и программ в регионе в период с 1994г.

     Одним из основных направлений деятельности МФСА являлось доведение до сведения международной общественности информации о катастрофическом положении Аральского моря и организации финансирования социально-экономических и экологических программ в регионе. В январе 1994 года главами государств ЦА была утверждена «Программа конкретных действий по улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря на ближайшие 3-5 лет с учетом социально-экономического развития региона (основные направления)» (ПБАМ-1). В ее подготовке помимо специалистов и ученых стран Центральной Азии, принимали активное участие, ПРООН, ЮНЕП, Всемирный банк, GEF, ЕБРР, АБР, ТАСИС, Германский Фонд КФВ, Кувейтский Фонд ЭРА, ЮСАИД и др.
Главными целями данной Программы были определены:
        • Стабилизация состояния окружающей среды в бассейне Аральского моря;
        • Восстановление нарушенной экологии Приаралья;
        • Совершенствование методов управления водными и земельными ресурсами бассейна;
        • Создание управленческих структур всех уровней для планирования и реализации мероприятий Программы.
     После выполнения основной части работ подготовительного этапа, в 1997 году страны Центральной Азии и основные международные организации, финансирующие данную Программу, провели совместный обзор ее состояния и предложили рекомендации для реализации второго этапа программы:
        • в целях получения безусловной поддержки стран Центральной Азии основной упор сделать на реализацию проектов, дающих быструю отдачу;
        • высветить наиболее наглядные практические результаты проектов;
        • разработать согласованную политику и программы действий на уровне государств и региона в области управления водными и природными ресурсами, поставив цель сократить объем водозабора из Амударьи и Сырдарьи на 15 процентов;
        • усилить работу с общественностью и населением, создавать условия, способствующие совершенствованию политики в этой области.
    Вместе с тем, анализ реализации Программы свидетельствует о том, что основным ограничительным фактором невыполнения ряда программ и проектов в полном объеме является не только недостаточность их финансирования, но слабый уровень межсекторальной координации и недостаточный контроль со стороны исполнительных органов МФСА за реализацией проектов.
    В Таджикистане приняты и реализуются Среднесрочная программа вывода из кризиса агропромышленного комплекса Республики Таджикистан и приоритетных направлений стратегии развития его отраслей на период до 2005 г., Государственная экологическая программа Республики Таджикистан до 2006 г., Национальная Программа действий по борьбе с опустыниванием, Стратегия Республики Таджикистан по охране здоровья населения до 2005 года, Национальная программа «Чистая вода и санитария Таджикистана», Государственная Экологическая Программа, Национальная программа снижения рисков стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, программа "Молодёжь Таджикистана", Программа развития хлопководства в РТ на 2002-2005 годы, Стратегия ЕБРР по Таджикистану на 2003 – 2005 годы, Национальный план действий Республики Таджикистан по смягчению последствий изменения климата.
    В Узбекистане приняты и реализуются Национальная стратегия устойчивого развития Республике Узбекистан, Государственная программа развития туризма, Национальный план действий по гигиене окружающей среды (НПДГОС), Программа действий по охране окружающей среды, Программа по Аральскому морю (Всемирный Банк/ПРООН/ЮНЕП), Национальная стратегия и план действий Республики Узбекистан по сохранению биоразнообразия, Субрегиональный план действий по борьбе с опустыниванием в бассейне Аральского моря (SRAPCD), Программа ПРООН и Правительства Узбекистана по окружающей среде, Национальная программа по подготовке кадров и много других национальных программ и проектов. Продолжаются исследования по проекту ИНТАС-РФФИ «Оценка социально-эконо-мических последствий экологического бедствия - усыхания Аральского моря». Определены и проанализированы факторы, вызвавшие деградацию природного комплекса Приаралья. Определены категории социального, экономического ущербов, а также прямые и косвенные ущербы. Выполнен предварительный расчет потерь и их оценка. На основе достигнутых результатов выигран тендер (совместно с голландской фирмой Resource Analysis) по программе НАТО «Наука для мира» и начаты работы по проекту «Интегрированное управление водными ресурсами для создания водно-болотных угодий в дельте Амударьи».

Водные ресурсы

    Проблема воды в Центральной Азии ключевая и с каждым годом обостряющаяся. Особое место в ней, занимают социально-экономические и экологические последствия в Аральском регионе. Различия в сезонной потребности водных и энергетических ресурсов, как и несбалансированное их распределение, создают конфликтные предпосылки и могут в значительной мере влиять на экономику Центрально-Азиатских стран. Несмотря на снижение объема водозабора в конце 90-х годов, уровень эффективного использования водных ресурсов недостаточен и в значительной мере осложнен несовершенной системой управления водными ресурсами.
    С целью решения обозначенных проблем в бассейне Аральского моря, реализован и реализуется ряд региональных и национальных программ и проектов, с широким диапазоном охвата направлений в области рационального использования водных ресурсов и охраны окружающей среды:
        • «Основные положения национальной и региональной стратегий управления водными ресурсами»;
       • «Управление водными и земельными ресурсами» (ЕС ТАСИС);
       • «Управление водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря» (GEF);
       • «Рациональное и эффективное использование водных и энергетических ресурсов в Центральной Азии SPECA» (ЕЭК ООН);
       • «Совершенствование управления природными ресурсами в ЦАР» (USAID);
       • «Чистая вода и санитария»;
       • «Восстановление водно-болотных угодий в дельте р. Амударьи»;
       • «Создание системы прогнозирования стока талых вод для рек бассейна Аральского моря» USAID;
       • «Регулирование русла реки Сырдарьи и северной части Аральского моря SYNAS»(WB);

Горные экосистемы

   Современное состояние горных экосистем характеризуется сложным комплексом социально–экономических проблем, преобладает принцип чрезмерного природопользования, даже в малонаселенных районах Северного Тянь-Шаня выявлено устойчивое ухудшение горно-лесных экосистем. Одной из наиболее серьезных задач, является необходимость сохранения водных ресурсов в зонах формирования и восстановления стока в горных экосистемах. Именно они в совокупности с водными бассейнами и гляциосферой, представляют собой единую экологическую систему региона. И несомненно, важным этапом в области сохранения горных экосистем является разработанная стратегия по «Региональному сотрудничеству в области устойчивого развития горных территорий в Центральной Азии» (ABRD), главным приоритетом которой является организация и координация комплексных исследований горных территорий в режиме мониторинга.

Деградация земель

   Проблема деградации земель обусловлена, как природно-климатическими факторами, так и антропогенной деятельностью. Значительная часть земельных ресурсов региона подвержена процессам опустынивания и связанна с изменением и потерей растительного покрова, дефляцией песков, водной и ветровой эрозией, засолением почв, загрязнением почвы и воды промышленными, бытовыми отходами, ядохимикатами и др. Эти факторы в совокупности приводят к изменению функции почв, снижая их природно-хозяйственную значимость.
    В Центрально-Азиатском регионе разрабатываются национальные и региональная программы, направленные на борьбу с опустыниванием:
       • «Карта антропогенного опустынивания бассейна Аральского моря»( 1: 250000 );        • «Управление природными ресурсами при участии местного населения»;        • «Поддержка национальной программы по борьбе с опустыниванием частного сельского хозяйства в Тахта (Дашогуз)».

Сохранение биоразнообразия

   Большая часть региона в результате антропогенных нагрузок (вырубки лесов, дефицита водных ресурсов, ирригации, распашки степей и т.д.), резко изменилась. Сокращение численности видов растительного и животного мира, почти полное исчезновение тугайных лесов Приаралья – далеко не полный перечень этих изменений. Недостаточным следует признать развитие и современное состояние законодательной базы по охране дикой природы. Это связано с отсутствием единой для всего региона научно-обоснованной схемы экологических стандартов. По данному направлению в регионе разрабатывается проект «Развитие экосети, как базы для долгосрочного сохранения экосистем Центральной Азии». В задачи, которого входит разработка экорегиональной схемы развития особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в странах Центральной Азии.
    В стадии реализации находятся региональные и национальные проекты в области сохранения биоразнообразия и расширения ООПТ:
      • «Сохранение биологического разнообразия Западного Тянь-Шаня» (GEF);
      • «Комплексное сохранение приоритетных водно-болотных угодий как мест обитания перелетных птиц» (GEF);
      • «Сохранение сайги и среды ее обитания на путях миграций, местах зимовок и летовок» (GEF);
      • «Сохранение и восстановления бухарского оленя» (WWF);
      • «Сохранение глобально значимых водно-болотных угодий и миграционных коридоров, необходимых для журавля стерха и других глобально значимых перелетных водоплавающих птиц в Азии» (ICF, UNEP);
      • «Сохранение in-situ горного агробиоразнообразия» (GEF).

IV. Анализ современного состояния и тенденций изменения в бассейне Аральского моря Социально-экономическая обстановка

    Пост советский период в странах Центральной Азии характеризовался глубоким экономическим и экологическим кризисом, продолжающимся ухудшением важных социальных показателей. В ряду наиболее выраженных проблем находятся бедность (особенно в сельской местности), рост народонаселения, высокий уровень заболеваемости и безработицы, появилась тревожная тенденция сокращения ожидаемой продолжительности жизни. Бедность является проблемой, препятствующей развитию стран бассейна Аральского моря. В 1999 г. свыше 40% населения Центральной Азии находилось за чертой бедности. Правительствами стран предпринимаются действия по повышению доходов населения, проводится сельскохозяйственная реформа, реализуется программа занятости и создания рабочих мест, развития инфраструктуры села. Формируются условия для ускоренного развития малого и среднего бизнеса (Узбекистан, Таджикистан, Казахстан), реализуются Программы и Стратегии по борьбе с бедностью и безработицей (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан). Начиная с января 1993 года населению Туркменистана на бесплатной основе предоставляется природный газ, вода, электроэнергия – соль, остаются низкими и неизменными тарифы на проезд в городском пассажирском транспорте, цены на коммунальные услуги – плата за жилье, отопление и канализацию.
    Общим явлением для большинства стран можно назвать низкий уровень социальной защиты уязвимых групп населения и сохраняющееся на рынке труда сложное положение женщин, молодежи, лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Женщины, среди ищущих работу при содействии служб занятости, на конец 2002 года составили 53% в Кыргызстане и Таджикистане, 60-64% - в Казахстане и Узбекистане. Удельный вес молодых безработных людей (в возрасте до 29-30 лет) в 1999 году составлял от 30-36% в Казахстане и Кыргызстане, до 60-62% - в Таджикистане и Узбекистане.

Здоровье населения

    Экологическая проблема Аральского моря вызвало ухудшение здоровья людей обусловленное загрязнением воды и воздуха, недостаточностью источников водоснабжения низким уровнем санитарии, эта проблема особенно остро стоит в Приаралье и прилегающих к нему районах. В эпицентре экологической катастрофы один из самых высоких показателей на территории СНГ детской и материнской смертности, снижение средней продолжительности жизни, заболеваемости туберкулёзом; распространены анемия, дисфункция щитовидной железы, заболевание почек и печени. Прогрессируют болезни крови, раковые заболевания, астма и сердечная недостаточность, в грудном молоке женщин обнаружены следы пестицидов. Все это приводит к разрушению генофонда.
    Положение усугубляется недостаточность профилактических медицинских мероприятий, мониторинга заболеваемости в регионе Приаралья и недоступностью жизненно необходимых лекарственных средств.

V. Приоритетные направления по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в Программе бассейна Аральского моря - 2

    На Душанбинской встрече Глав государств были утверждены "Основные направления Программы конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг.". Ниже приводятся предложения по приоритетам.

1. Разработка согласованных механизмов комплексного управления водными ресурсами бассейна Аральского моря.

    Целью приоритета является разработка пакета соглашений для регулирования вопросов совместного использования и охраны водных ресурсов с учетом социально-экономического развития региона, обеспечения мер по повышению и устойчивости и надежности работы межгосударственных водорегулирующих объектов. Конкретные мероприятия по данному направлению ориентируют страны Центральной Азии на совместную деятельность, основанную на общих подходах, эффективных методах и механизмах. Это предполагает установление межсекторных связей, общих целей, сфер и интересов, поиск компромиссов и установление консенсуса.

2. Реабилитация водохозяйственных объектов и улучшение использования водных и земельных ресурсов.

    Целью приоритета является: восстановление ирригационных и дренажных систем. В данном приоритете предоставлены проекты, направленные на техническое совершенствование и реконструкцию ирригационных и коллекторно-дренажных систем, имеющих региональное значение, обеспечение безопасности плотин и водохранилищ, а также проведение специальных работ по исследованию безопасности примыкания правого берега Сарезского озера и увеличение объемов Кайраккумского водохранилища, комплекс агро- и водно-мелиоративных мероприятий с целью повышения эффективности использования водных и земельных ресурсов будет проработан в приоритете «Совершенствование использования водных и земельных ресурсов и повышения их продуктивности». Альтернативные задачи по регулированию водного стока р.Сырдарьи имеющие региональную значимость, предполагается проработать в двух проектах: «Реабилитация ирригационных сооружений межгосударственного значения в бассейне Аральского моря» и «Разработка мероприятий по модернизации и восстановлению работоспособности и эксплуатационной надежности дренажных систем в странах БАМ».

3. Совершенствование систем мониторинга окружающей среды

    Целью данного приоритета является совершенствование систем мониторинга окружающей среды для более полного и качественного получения сведений о окружающей среды и более эффективного использования региональный возможностей решению водохозяйственных, экологических и социально-экономических вопросов в бассейне Аральского моря. Для чего необходимо:
      • Создание Регионального банка данных по водным ресурсам, с целью прогнозирования стока;
      • Развитие системы мониторинга трансграничных вод в бассейне Аральского моря;
      • Совершенствование системы мониторинга снежно-ледовых ресурсов региона;
      • Разработка региональной модели изменения климата и влияния этих изменений на состояние водных ресурсов бассейна Аральского моря.

4. Программа борьбы со стихийными бедствиями.

    Целью приоритета является предотвращение водной и ветровой эрозии; проведение берегоукрепительных мероприятий; восстановление лесного фонда в зоне формирования стока и в Приаралье; и проведение противопаводковых, регулировочных и других работ, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий стихийных бедствий. Центрально Азиатские республики подвержены активному воздействию различных опасных природных явлений, число которых в последние годы резко увеличилось. Вследствие этого страны несут значительный материальный ущерб и человеческие жертвы. Разработка мер по предупреждению, ликвидации, снижению ущерба и уменьшения человеческих жертв, принятие превентивных и адаптивных мер будут способствовать уменьшению последствий стихийных бедствий.

5. Программа содействия решению социальных проблем региона.

    Целью приоритета является оздоровление социально-экологической обстановки в регионе для создания нормальных жизненных условий населению, проживающему в бассейне Аральского моря. Для чего необходимо:
      • Содействовать в реализации программ защиты здоровья населения в странах Центральной Азии;
      • Содействовать в реализации программ повышения жизненного уровня населения и создания новых рабочих мест;
      • Содействовать в реализации проектов обеспечения населения чистой питьевой водой;
      • Развитие системы экологического образования на основе принципа непрерывности, как основа устойчивого развития региона;
      • Взаимодействие неправительственных организаций Центрально-азиатских республик (НПО ЦАР) и эффективное участие общественности в решении проблем Арала.

6. Укрепление материально-технической и правовой базы межгосударственных организаций

    Целью приоритета является совершенствование работы межгосударственных организаций (ИК МФСА, МКВК, МКУР и двух БВО "Сырдарья" и БВО "Амударья") путем улучшения их правовой и укрепления материально-технической базы. Состояние материально-технической и правовой базы межгосударственных организаций не соответствует современному уровню, что осложняет управление, особенно в экстремальные по водности годы. Важным условием эффективной работы межгосударственных организаций является совершенствование региональной информационной системы, внедрение в водохозяйственную практику автоматизированных систем, оснащение объектов современными средствами автоматизации, усиление их правового и финансового статуса, совершенствование правовых норм и правил их деятельности.

7. Разработка и реализация региональной и национальных программ природоохранных мероприятий в зоне формирования стока

    Целью приоритета является сохранение горных, предгорных экосистем и ледников, для этого предлагается выполнение исследований динамики изменений факторов, влияющих на сокращение ледников, деградацию горных экосистем и выработка мер по снижению их негативного воздействия.

8. Разработка и реализация региональной и национальных программ по рациональному потреблению воды в отраслях экономики стран Центральной Азии.

    Целью приоритета является содействие в реализации проектов направленных на оздоровление природных систем Приаралья. Особое внимание уделяется мероприятиям по предотвращению соле-пылепереноса с осушенного дна Аральского моря.

VI. Концептуальные направления устойчивого развития Бассейна Аральского моря.

   Основополагающим принципом формирования Концепции устойчивого развития БАМ является принятие системы региональных целей устойчивого развития и основных направлений их реализации (включая механизмы координации, финансирования и участия гражданского сектора), на основе которых, с учетом экономических, социальных и экологических условий стран ЦА, будет сформирована Стратегия УР Бассейна Аральского моря. Анализ ключевых проблем региона Аральского моря позволяет сформулировать долгосрочную цель его развития – повысить благосостояние населения региона и обеспечить здоровую жизнь в гармонии с природой.

VII. Инструменты для выполнения Программы

   Положительный опыт международных программ (Балтика-21, ИУВР Меконг и др.) свидетельствует о необходимости разработки механизма поддержки Программы, включающего:        • Механизм координации
       • Финансовый механизм. Действия в рамках настоящего плана могут финансироваться за счет внутренних, региональных и международных источников, посредством общегосударственного финансирования или же с помощью специальных экономических рычагов, а также системы грантов и ссуд.
      • Механизм правовой поддержки. Необходимые действия должны опираться на межправительственные соглашения стран региона и национальные законодательства. Должен быть выработан единый подход к законодательному, нормативно-методическому обеспечению охраны окружающей среды и мониторингу.
      • Мониторинг процесса
      • Обучение и образование
       • Связь с другими программами
       • Участие общественности

VIII. Концепции проектов программы ПБАМ-2

   Важным этапом при реализации Программы должно стать проведение предварительной социальной оценки местных сообществ, находящихся на сопредельных территориях с заповедными зонами. В данном случае, социальная деятельность в период осуществления проекта должна послужить нулевым отсчетом по общей оценке и мониторингу, как для дальнейшей идентификации нужд, приоритетов, бенефициариев на местном уровне, так и для подтверждения результативности проектов.
   Концепции проектных предложений, разработанные региональными рабочими группами и реестры проектных предложений национального характера приводятся в приложениях.